Тезисы к отчету зав.Секретариатом ДС АГС РК по Костанайской области Харьякова Ю.А. на семинар- совещание по итогам работы Управления Агентства РК по делам государственной службы
г. Костанай 22 апреля 2010 года
Уважаемые участники семинара !
Управлением Агентства РК по делам государственной службы по Костанайской области и Дисциплинарным советом проводится планомерная работа по реализации единой государственной политики в сфере государственной службы, укрепления дисциплины, соблюдения антикоррупционного законодательства и Кодекса чести.
Особое внимание при этом мы уделяем профилактике, предупреждению и пресечению коррупции среди государственных служащих во всех её проявлениях. С этой целью проводится разъяснение законодательства о государственной службе и борьбе с коррупцией.
Всего за истекший год проведено 71 семинар - совещания и круглых столов по вопросам борьбы с коррупцией. Профилактической антикоррупционной мерой для государственных служащих является гласность. По этому с широким участием средств массовой информации мы стараемся донести до сведения общественности о проводимой нами работе, в том числе, о результатах рассмотрения на заседаниях Дисциплинарного совета дисциплинарных дел возбужденных в отношении государственных служащих и должностных лиц за совершенные ими проступки и правонарушения.
За 12 месяцев 2009 года, в средствах массовой информации опубликовано 165 материалов, осуществлено 211 телевизионных и 185 – радиопередач.
Сегодня нельзя не согласиться с тем, что большая часть госслужащих, честно профессионально и добросовестно исполняют свои функциональные обязанности и таким образом заслуживают доверие со стороны граждан и общества.
Однако надо отметить и то обстоятельство, что за последние годы в государственные органы пришло много молодых сотрудников, у которых государственная служба ассоциируется с возможностями, а не с ответственностью. Не обладая достаточным профессионализмом, жизненным опытом, необходимыми навыками правоприменительной практики, они допускают различные правонарушения.
Достаточно сказать, что в 2009 году по рекомендации Дисциплинарного совета, только за нарушение норм Кодекса чести к дисциплинарной ответственности было привлечено 61 государственный служащий.
Поэтому, требование Главы государства о повышении морального уровня государственных служащих для нас остаются приоритетными. Мы и дальше будем использовать Кодекс чести, а также восемь морально-этических норм, как рычаги воздействия на укрепление государственной службы, повышение её авторитета, информирование граждан о поведении госслужащего не только на работе, но и в повседневной жизни.
Выполняя задачи Президента страны по предупреждению и усилению борьбы с коррупцией на государственной службе, в 2009 году нами было проведено 10 заседаний Дисциплинарного совета, на которых заслушаны отчеты 113 руководителей и должностных лиц местных исполнительных органов области по исполнению ими Закона РК «О государственной службе» и антикоррупционного законодательства, а также рассмотрено 59 дисциплинарных дела возбужденных в отношении должностных лиц государственных органов, по результатам наших проверок, а также материалов поступившим из областной прокуратуры, ДКНБ РК и ДБЭКП (финансовая полиция).
За 2009 год по рекомендациям Дисциплинарного совета, на государственных служащих области, допустивших различные правонарушения, было наложено 133 дисциплинарных взыскания (из них 10 на политических государственных служащих), в том числе: 7 – были уволены с занимаемых должностей, 5 – предупреждены о неполном служебном соответствии, 10 объявлены – строгие выговора, 66 – выговора и 45 – замечания.
Не изменилось положение в лучшую сторону и за четыре месяца 2010 года. За это время Дисциплинарным советом уже возбуждено и рассмотрено 46 дисциплинарных дел в отношении 83 государственных служащих, в том числе троих политических.
Основными проступками госслужащих, как и раньше, являются, нарушение законодательства при проведении государственных закупок, оказание содействия физическим и юридически лицам в занятии предпринимательской деятельности, ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей.
Анализ рассмотренных дисциплинарных дел показывает, что большинство проступков и правонарушений могло бы и не быть, если бы государственные служащие и должностные лица надлежащим образом исполняли свои функциональные обязанности, в соответствии с действующим законодательством. Отступления от Законов или занятия самодеятельностью, чреваты определенными последствиями.
И если некоторые совершенные правонарушения можно объяснить молодостью, неопытностью, незнанием законов и т.д., которые не снимают вины ответственности, а вот чем объяснить те, которые совершены сознательно заведомо зная, что это не правомерно.
Приведу несколько примеров:
Так, на одном из заседаний Дисциплинарного совета было рассмотрено дисциплинарное дело в отношении членов конкурсной комиссии акимата Заречного сельского округа Костанайского района в составе: начальников отделов аппарата акима Костанайского района Найденова Д.Е., Кинтоновой С.К. и главного специалиста Мажейка В.А., которые совершили правонарушения, создающие условия для коррупции.
Так, конкурсная комиссия, созданная распоряжением акима Заречного сельского округа № 125р от 7 сентября 2009 года по согласованию с руководителем аппарата акима Костанайского района Беловой Н.К., в составе председателя Найденова Д.Е., членов комиссии Кинтоновой С.К. и Мажейка В.А. на своем заседании 11 сентября 2009 года приняло решение допустить к тестированию пять человек, в том числе Малашко С.Ю., Какимбекова А.С., Стамкулову Г.Т., Нурбай К.М. и Каратаева М.Б. Однако, в представленных на рассмотрение конкурсной комиссии документах гражданина Каратаева М.Б. отсутствовала копия удостоверения личности, тем не менее, не смотря на это, конкурсная комиссия допустила его к тестированию. Тогда как, отсутствие одного из указанных документов в пункте 24 «Правил проведения конкурса на занятие вакантной административной государственной должности», является основанием для отказа в их рассмотрении.
Также, в нарушение подпункта 3) пункта 1 статьи 13 Закона РК «О государственной службе», гражданин Малашко С.Ю., не имеющий стажа государственной службы и практического опыта работы в областях, соответствующих функциональным направлениям конкретной должности данной категории, в том числе не менее одного года работы на руководящих должностях, установленных «Сборником квалификационных требований к должностям административных государственных служащих» аппарата акима Заречного сельского округа, был допущен конкурсной комиссией к участию в конкурсе. Кроме того, 18 сентября 2009 года на заключительном заседании, конкурсная комиссия единогласно рекомендовала руководителю государственного органа, принять его на вакантную должность заместителя акима Заречного сельского округа.
Таким образом, конкурсная комиссия, в составе Найденова Д.Е., Кинтоновой С.К. и Мажейка В.А., оказали неправомерное предпочтение Каратаеву М.Б. и Малашко С.Ю. при подготовке и принятии решения о допуске к тестированию. Кроме того, предоставили непредусмотренное законом преимущество (протекционизм) конкурсанту Малашко С.Ю. для поступления на государственную службу, тем самым совершили правонарушение создающее условия для коррупции, предусмотренные подпунктами 3) и 4) пунктом 1 статьи 12 Закона РК «О борьбе с коррупцией». По рекомендации Дисциплинарного совета виновные лица были привлечены к дисциплинарной ответственности.
Также, на одном из заседаний Дисциплинарного совета было рассмотрено и дисциплинарное дело в отношении членов комиссии по распределению коммунального жилья Мендыкаринского района Кужахметова Б.У.- заместителя акима района, членов комиссии: Гулакова Н.В. - начальника отдела ЖКХ, ПТ и АД, Плотниковой С.Г. - начальника отдела занятости и социальных программ, Потупало Н.П. - начальника отдела архитектуры, градостроительства и строительства, Сосенко НА. - главного специалиста отдела ЖКХ, ПТ и АД, Альмагамбетова Е.С. - ведущего специалиста юрисконсульта юридического отдела аппарат акима района, Хусаиновой Д.С. – главного специалиста и.о. начальника управления юстиции Мендыкаринского района, Нурабаев О.К. – управляющего Мендыкаринского филиала центра обслуживания населения которыми были нарушены требования законодательства о жилищных отношениях.
Так, комиссией было принято единогласное решение представить служебные квартиры пяти претендентам, которыми на момент принятия комиссией решения не были представлены полные пакеты документов. Однако, не смотря на это, комиссия по распределению коммунального жилья Мендыкаринского района, вынесла решение о представлении им служебных квартир.
По итогам рассмотрения дисциплинарного дела Дисциплинарный совет рекомендовал акиму Мендыкаринского района и руководителям государственных органов привлечь виновных к дисциплинарной ответственности за допущенные ими нарушения.
По рекомендации дисциплинарного совета все виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.
На последнем заседании Дисциплинарного совета в апреле т.г. рассмотрено дисциплинарное дело, возбужденное на основании материала Департамента Комитета национальной безопасности Республики Казахстан по Костанайской области (далее – «ДКНБ») о совершении правонарушения, создающего условия для коррупции начальником отдела образования Наурзумского района Абеновым О.С. при проведении 23 февраля 2010 года государственных закупок способом запроса ценовых предложений по монтажу котельного оборудования и систем отопления в Жамбылской средней школе.
Так, в декабре 2009 года ГУ «Отдел образования Наурзумского района», (далее отдел), допустило к выполнению работ по монтажу котельного оборудования и систем отопления в Жамбылской средней школе ТОО «Костанай стройтеплокотл сервис», тогда как с данным подрядчиком договор о государственных закупках не заключался. Согласно акта выполненных работ за декабрь 2009 года, подрядчиком выполнены работы на сумму 2 294 337 тенге.
В тоже время, отделом в годовом плане государственных закупок на 2010 год необоснованно запланированы электронные закупки текущему ремонту Жамбылской средней школы, сроком поставки в феврале т.г. и по цене 2 295 000 тенге за единицу. А на веб-портале отделом было размещено объявление № 159635 по монтажу котельного оборудования и систем отопления Жамбылской средней школы, на сумму 2 295 000 тенге.
Вместе с тем, решением об утверждении итогов государственных закупок способом ценовых предложений, победителем определено ТОО «Сантехмонтаж-АСВ», с которым отделом необоснованно был заключен договор №53 о государственных закупках от 24 февраля 2010 года, по монтажу котельного оборудования и систем отопления Жамбылской средней школы на общую сумму 1 821 015 тенге. Данный договор зарегистрирован в журнале регистрации ценовых предложений за 2010 год.
Согласно заключению главного специалиста ГУ «Инспекция финансового контроля по Костанайской области Комитета финансового контроля Министерства финансов Республики Казахстан» (далее – «Инспекция») Нургазина С., осуществляющего проверку соблюдения законодательства о государственных закупках, отделом нарушены п.2,3,4 ст. 3, п.7,8,9 ст. 5 Закона РК «О государственных закупках» от 21 июля 2007 года № 303, которые впоследствии повлияли на итоги конкурса. Также, по состоянию на 1 января 2010 года перед подрядчиком ТОО «Костанай стройтеплокотл сервис» кредиторская задолженность в сумме 2 294 337 тенге не числится.
Таким образом, начальник ГУ «Отдел образования Наурзумского района» Абенов О.С., нарушив требования Закона РК «О государственных закупках», совершил правонарушение предусмотренное п.п. 5) п. 1 Кодекса чести государственных служащих Республики Казахстан.
Согласно пп.3) п.2 Кодекса чести государственных служащих Республики Казахстан, в отношениях с гражданами и юридическими лицами государственные служащие должны своими действиями и решениями не давать повода для обоснованной критики со стороны общества.
А вот пример, как теперь уже бывший главный специалист Управления юстиции города Лисаковска Сатай А.М. исполнял Закон о государственной службе и нормы Кодекса чести.
Так, 31 октября 2008 года Сатай А.М., произвел заказ обеда на 20 человек в ночном клубе «Колизей». Общая сумма заказа составила 46 321 тенге. При этом Сатай А.М. произвел оплату счета частично, заплатив только 10 000 тенге, оставшуюся сумму 36 321 тенге пообещал заплатить вечером этого же дня.
Однако, несмотря на неоднократные напоминания со стороны администратора ночного клуба Полтарадина А.В., им на протяжении более двух месяцев расчет полностью произведен не был.
В связи с этим, Полтарадин А.В. был вынужден 5 января 2009 года обратиться в прокуратуру города Лисаковска с заявлением в отношении Сатай А.М., о возмещении им суммы представленной услуги.
В ходе проверки было установлено, что уже после обращения Полтарадина А.В. в прокуратуру города, т.е. 15 января 2009 года Сатай А.М. произвел оплату оставшейся суммы 36 321 тенге.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм, главный специалист Управления юстиции города Лисаковска Сатай А.М., в течение длительного времени не производил оплату за услуги, представленные ему ночным клубом «Колизей», что в свою очередь повлекло нарушение прав предпринимателя и породило обоснованную критику в его адрес, а также негативно повлияло на репутацию государственного органа. По рекомендации Дисциплинарного совета Сатай А.М. был освобожден от занимаемой должности.
Как профилактической мерой мы также считаем проверки, которые осуществляем регулярно в государственных органах области.
В 2009 году нами осуществлены 214 проверок в государственных органах городов и районов, а также в областных Департаментах и Управлениях. Наряду с выявлением разного рода нарушений, сотрудниками Управления оказывается и практическая помощь в виде разъяснения девствующего законодательства, надлежащего оформления тех или иных документов.
Только в 2009 году, в ходе этих проверок выявлены 492 нарушения законодательства о государственной службе и антикоррупционного законодательства, в том числе: требований Закона РК "О государственной службе" в части непрохождения обязательной специальной проверки – 17, требований статьи 9 Закона РК "О борьбе с коррупцией" в части своевременной сдачи декларации о доходах и имуществе – 1, правил наложения дисциплинарных взысканий – 108, порядка принятия присяги – 8, правил проведения аттестации административных государственных служащих – 163, требований норм Положения о кадровом резерве для занятия должностей административных государственных служащих – 3, требований норм Положения о порядке прохождения государственной службы – 53 в том числе: требований по исчислению стажа государственной службы – 1, правил проведения конкурса – 72, иных требований законодательства о государственной службе и трудового законодательства – 44 и о борьбе с коррупцией – 23.
За допущенные нарушения 33 государственных служащих были привлечены по Кодексу чести государственных служащих, к различным видам дисциплинарных взысканий.
По регионам это выглядит следующим образом.
В государственных органах Костанайского района было выявлено 85 нарушений, г. Аркалыка – 38, Алтынсаринском – 53, Аулиекольского – 51, Федоровском – 30, Тарановского – 30, Жангельдинском – 29 и Амангельдинском – 25.
Приведу наиболее характерные примеры, с целью чтобы Вы еще раз для себя уяснили что делать и как делать.
По фактам нарушения Правил наложения дисциплинарных взысканий на административных государственных служащих РК. Так, в аппарате акима города Рудного в нарушение абзаца 10 Главы 1 данных Правил на начальника ГУ «Рудненский городской отдел предпринимательства» акимата г. Рудного Катпаева Г.Ж. и начальника отдела бухгалтерского учета ГУ «Аппарат акима г. Рудного» Чумак Л.В., допустивших нарушения ном антикоррупционного законодательства, были наложены дисциплинарные взыскания без рассмотрения указанных дел на Дисциплинарном совете Агентства РК по делам государственной службы области. Тогда как, дисциплинарные дела в отношении служащих групп категорий Е, допустивших нарушения норм антикоррупционного законодательства, влекущие дисциплинарную ответственность, и Кодекса чести, рассматриваются дисциплинарными советами Агентства РК по делам государственной службы в областях, городах Астане и Алматы. Кроме этого, в нарушение п. 12 Правил, с них не были истребованы письменные объяснения при наложении дисциплинарных взысканий.
Также, не были истребованы письменные объяснения со служащих, привлеченных к дисциплинарной ответственности в Отделах земельных отношений, экономики и бюджетного планирования, архитектуры и градостроительства.
В аппарате акима села Мирное г. Аркалыка, в нарушение п. 25 этих Правил, распоряжением акима была создана дисциплинарная комиссия, которая состояла из четырех человек, тогда как должна состоять из трех. В нарушение п. 26 Правил, в состав включен секретарь комиссии, который должен определяться в каждом отдельном случае. А в отделе земельных отношений в нарушение п. 12 Правил, от главного специалиста Андрющенко В.Г. было отобрано объяснение, в котором она не была согласна с фактом совершения правонарушения, однако, без проведения служебного расследования, приказом начальника Отдела на неё было наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
А в отделе культуры и развития языков Житикаринского района дисциплинарная комиссия вообще не была создана, тогда как, согласно абзацу 7 Главы 1 Правил, дисциплинарная комиссия государственного органа – постоянный коллегиальный орган, создаваемый в государственном органе для рассмотрения материалов служебного расследования и исследования фактов, касающихся проступка в целях всестороннего, полного и объективного установления обстоятельств совершения проступка и вынесения рекомендаций о мере взыскания лицу, указанному в абзаце третьем Главы 1 настоящих Правил.
Аналогичные нарушения были обнаружены и в отделе финансов.
Имеют место нарушения данных Правил по другим вопросам.
Служебные расследования проводятся без наличия приказа руководителя государственного органа; решения о привлечении к дисциплинарной ответственности принимаются без процедуры голосования; лицо подвергнутое взысканию не ставится в известность кадровой службой государственного органа под роспись; сведения о взысканиях порой не заносятся в послужной список служащего и др.
Все еще имеют место факты несвоевременного приведения госслужащих к Присяге, и не внесения этих сведений в их послужные списки. Не фиксируются в письменной форме согласия госслужащих на принятие ограничений установленных Законом. В нарушение п. 19 «Инструкции о ведении учета лиц, совершивших коррупционные правонарушения, привлеченных к дисциплинарной ответственности» не направляются запросы в УКПСиСУ области для проведения проверочных мероприятий. Такие нарушения обнаружены в аппаратах акимов Алексадровского сельского округа и села Борис-Романовка, в районных отделах образования, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Костанайского района.
Реже, чем вышеперечисленные нарушения встречаются факты когда претендующие на занятие государственной должности (т.е. кандидаты) не представляют в госорган или предоставляют с нарушением срока декларации о доходах и имуществе, а государственные служащие справки о сдаче декларации супругом или супругой.
О нарушениях Правил проведения конкурсов на занятия вакантных административных государственных должностей.
В аппарате акима г. Аркалыка в нарушение п. 42-1 Правил кандидат Костиева Е.В. не была ознакомлена с протоколом собеседования. Аналогичное нарушение допущено в отделе культуры и развития языков.
Кроме этого, в нарушение п. 49 вышеуказанных Правил в городских отделах финансов и строительства отсутствовали протоколы заключительного заседания конкурсной комиссии. А в отделе экономики и бюджетного планирования, в нарушение п. 23-2 не утвержден перечень вопросов для каждой объявленной вакантной административной государственной должности – ведущего и главного специалистов.
Такого вида нарушения были обнаружены в аппарате акима с. Пригородное и отделе образования Житикаринского района.
О нарушениях при проведении аттестации государственных служащих.
При проведении аттестации в нарушение требований пункта 12 «Правил проведения аттестации административных государственных служащих» государственные служащие Отделов занятости и социальных программ – Костина С. Б., жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог – Сазанович Л. П., финансов – Строкаль Е. В. и Борисова Е. Н. не были ознакомлены с представленными на них служебными характеристиками, а служащие Отдела строительства – Давыдова Н. В. и Обвинцева В. А. - ознакомлены со служебными характеристиками с нарушением сроков. Тогда как, в соответствии с п. 12 Правил кадровая служба обязана ознакомить служащего с представленной на него служебной характеристикой в срок не позднее, чем за три недели до заседания аттестационной комиссии.
Кроме этого, согласно п. 4 Правил служащие проходят аттестацию по истечении каждых последующих трех лет пребывания на государственной службе. Однако, в нарушение указанного пункта в аппарате акима п. Качар главный специалист Малаева В. П. в период 2008-2009 годов не проходила аттестацию вообще.
Также, в нарушение п. 19 Правил в аппарате акима города, а также Отделе архитектуры и градостроительства выявлены факты аттестации служащих, занимающих должность более высокую, чем служащие, находящиеся в составе аттестационной комиссии. В нарушение п. 9 Правил в Отделе архитектуры и градостроительства ведущий специалист Обвинцева В. А., подлежащая аттестации, не была письменно уведомлена кадровой службой о сроках проведения аттестации, а в аппарате акима города и отделе строительства в нарушение п. 34 Правил в послужные списки служащих, подлежащих аттестации не внесены сведения об аттестации.
Нарушения такого характера были выявлены и в отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог и отделе земельных отношений г. Аркалыка.
Кроме этого, в нарушение требований п. 50 и 52-1 Правил, аппаратом акима Житикаринского района в территориальное подразделение уполномоченного органа были направлены выписки из протокола от 18 января 2010 года № 4, тогда как необходимо было направить копии. А отделом занятости и социальных программ, в течение 7 рабочих дней после проведения конкурса не было обнародовано решение конкурсной комиссии и списки кандидатов, получивших положительное заключение на информационном стенде.
Я назвал нарушения совершенные работниками кадровых служб в местных исполнительных органах в городах и районах, где проверки проводились в конце 2009 года и текущем году. Однако, нарушения аналогичного характера характерны и для других регионов, Департаментов и Управлений.
Так, при проведении проверок по поручению Агентства РК в феврале т.г. в Налоговом департаменте по Костанайской области налогового Комитета Министерства финансов РК, Департаменте казначейства по Костанайской области Комитета казначейства Министерства финансов РК, Инспекции финансового контроля по Костанайской области Комитета финансового контроля Министерства финансов РК, Межрегиональном департаменте комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов РК «Тобол» и Межрегиональном департаменте государственного имущества и приватизации комитета государственного имущества и приватизации Министерства финансов РК «Тобол», на предмет соблюдения ими законодательства о государственной службе и борьбе с коррупцией было выявлено 10 нарушений, в том числе требований Закона РК "О государственной службе" в части непрохождения обязательной специальной проверки – 1, требований статьи 9 Закона РК "О борьбе с коррупцией" в части своевременной сдачи декларации о доходах и имуществе – 2, правил наложения дисциплинарных взысканий – 4, правил проведения аттестации административных государственных служащих – 2 и иных требований законодательства о государственной службе и трудового законодательства – 1.
Можно приводить еще множество примеров, но за отсутствием времени я на этом остановлюсь. Главное то, что учитывая ошибки Ваших коллег, Вы должны так построить свою работу, чтобы подобные нарушения законодательства не встречались в Ваших госорганах.
Благодарю за внимание